Когда я написала о своем негативном отношении к «Гарри Поттеру», многие стали интересоваться мотивами, просили рассказать, что я там насмотрела. Честно скажу: не сразу и разбираться стала, степень доверия высокому интеллекту коллег и знакомых, которые активно восторгались книгами, перевесила тогда здравый смысл.
Какой главный аргумент против? Книга не только не христианская, она просто не вписывается в базу общих для всех религий и порядочных людей нравственных ценностей.
Книга культивирует интерес к колдовству и магии и тем самым подталкивает детей к оккультизму. Зря многие родители недооценивают их опасность.
Фанаты книги говорят о том, что это просто сказка. Я здесь уже говорила о том, что сказки еще сто лет назад тоже писались для взрослых, фильтр нужен и для них. Не любую можно принести ребенку.
Но роль сказки во всех культурах была огромной как раз из-за ее воспитывающей функции. Сказка создает модель мира. Реального устройства. Куда будет вписываться ребенок- человек. Он узнает, как все устроено, как бывает, как будет, если к черте подойти близко. В сказке будет урок. Уроки «ГП» очень сомнительны.
Даже если сказка раньше содержала в себе реалии волшебства, все равно оно было отделено от мира реальных людей. Воспользовались волшебными предметами, услугой волшебника за доброе дело и вернулись в мир людей. Никогда герой волшебной народной сказки не может сам быть волшебником. Этим сказка отличается от мистицизма. Чудо встречается, но редко, оно так и останется за пределами реального мира. И очень часто волшебством- даром, предметами – владели именно герои потустороннего мира, нечисть –Баба Яга, Кощей Бессмертный, Русалки, Водяной –представители царства мертвых или медиаторы (посредники): мышка, Серый волк. Никакой человек в здравом уме не хотел бы примерить себе их жизнь, не мечтал об этом, осознавал опасность общения даже с медиаторами. Люди, общающиеся с ними, становились как бы «не в себе».
Тут же в «ГП» - смешение миров и планов, белое и черное – все сплетается в клубок, перемалывается в кашу. Невозможно разобрать уже, что хорошо, что плохо, куда идти, а где мой «стоп». Нет его.
Тут и опасность использования в литературе для детей действительно пугающих образов, связанных с жестокостью, насилием, надругательством, смертью. Да, детей это держит, влечет, т.к. нет в реальной жизни ничего настолько сильного эмоционально. Но развращает. Дети должны начать не спать от ужаса, представляя содранные заживо ногти? Многие и будут. Или переступить через свое здоровое «я», вырастив новое, циничное? Которого уже не пугает насилие, кровь, смерть? Каково потом будет рядом с таким человеком?
В книгах «ГП» много подобных моментов. Прочитайте о них в статье «Ирина Медведева и Татьяна Шишова. Гарри Поттер: Стоп. Попытка экспертизы», ссылку на которую я увидела у Оксаны Агеевой.
Вот цитата из нее, чтоб не повторяться: «Милая шутка положительных героев: Гарри интересуется, за какие такие особые заслуги выпускник школы магов Реддл получил награду.
"Да за что угодно, - отвечает его друг Рон. - Может, он спас профессора от гигантского спрута... Или убил Миртл, а это кому угодно принесет славу." Не читавшим книгу объясняем: Миртл - по сути, самый трагический персонаж книги "Гарри Поттер и тайная комната". Несчастная девочка, над которой издевались при жизни и продолжают издеваться после смерти. Мертвый ребенок, образ которого писательница старательно принижает и уродует. В результате к невинной жертве вместо сострадания возникает чувство презрения и брезгливости. Миртл - плакса (ха- ха!), толстая, прыщавая, очкастая (хи-хи!), ее привидение обитает в женском туалете (обхохочешься!). И мало того, что это туалет, так он еще и "унылый, обшарпанный... Под длинным, в разводах и пятнах зеркалом тянулся ряд треснутых каменных умывальников. В мокром полу отражались тускло горевшие огарки свечей <как вам такая пародия на усыпальницу? - авт.>; краска на дверях кабинок облупилась и кое-где висела хлопьями, у одной дверь болталась на единственной петле."
Не знаю, о чем я думала, когда мой ребенок в больнице взял книжку у знакомого и залпом прочитал. Книгу перед этим очень увлеченно хвалила моя хорошая знакомая-филолог. Ее дочь прочитала все. Собирала коллекцию книг-комментариев. От многих знакомых я слышала: «Мой вообще ничего не читает. А эти книги ночью дочитывал. Я так рада, что он «расчитался».
Да только настоящее чтение – это не прочитать одну книжку в год и залпом. Чтение –это процесс, связанный с осмыслением, наполнением, анализом. Процесс, связанный с ростом. Не только интеллекта, души. Это всегда замедленный процесс, если только ваш ребенок не гений, который как Электроник способен глотать и укладывать знания и нравственные парадигмы с большой скоростью. И согласитесь, важно, что именно он глотнет. Мы так беспокоимся о содержании глутамата натрия, других добавок с буквой "Е", спирта, уксуса, даже сахара в продукте. А тут нежное, невылупившееся сознание. Трепетное живое сердце. И туда ему яду прямо внутрь. Просто с другой стороны.
Давайте честно. Ребенок в 11 лет прочитал "ГП"и не пришел к вам спать проситься? Значит, сепарация состоялась, он переживает эту бурю сам, в одиночестве, внутри себя перемалывает. Свое нежное, детское, чистое. Процесс огрубения пошел. Внешне это все еще тот же мальчик или девочка. Но он уже прикоснулся, перешагнул. Через «потолок, забрызганный лягушачьими мозгами, высохшие человечьи головы, жалость к умершей ровеснице или пожилому учителю. Когда глазками внимательно следит за совершаемым жертвоприношением, отрубанием себе руки. Так ли вы планировали развивать воображение ребенка? Вы хотите, чтоб он спокойно после кровавых описаний спал и жил дальше в двенадцать? Или в десять? В семь? Так неестественно это для здорового ребенка.
Глупо может поступить и педагог. Вроде бы осознанный, думающий родитель. Я. Будто под гипнозом эту книжку дала ребенку. Настолько сильным было влияние большинства. ВСЕ же знакомые читали, все не могут ошибаться. Могут. Я разрешила открыть книгу, сама не прочитав. Не смотря на текст глазами чистого ребенка. Все книги просматривала, изучала. А эту нет. Десятки, сотни умных людей ведь хвалили. И когда у очень уважаемого мною человека увидела высказывание против книги, не сразу прониклась, признаюсь, но пошла разбираться. И своими глазами увидела. И почувствовала кожей то, что пытается пробудить автор.
Ужас, возбуждение экстренной ситуацией, спровоцированное страхом. «Время убивать... Кровь... Они наши враги!.. Я чую кровь...» И много еще всего там. От завуалированного, но явно читающегося расизма, когда одни достойнее и ценнее других, до цинизма. А про «пролившееся семя повешенного» должен понять и загуглить ребенок? Настойка из нарезанных младенцев-мандрагор должна вызвать трепетный ужас и стать причиной ночных фобий или нормально, когда ребенок после этого образа спокойно заснет? Все это очень увлекло детей, прижало к стульям не читающих. А родители обрадовались.
Может быть большая художественная ценность есть у романов? Совершенно нет. Много логических ляпов. Ни тонкого психологизма, ни самобытного образного ряда или богатого языка. Все построено на шоке. Обычной естественной человеческой реакции на сгущение ярких эмоций. Таких, как в жестких фильмах ужасов. Их тоже любят смотреть подростки, родители которых цензуру не устанавливают.
Можно подробно прочитать об оккультизме и мистицизме, вред которых вскрывается в уже упомянутой статье.
Даже тот факт, что прочитав серию этих книг, дети так и не становятся читателями, не читают другие книги, родителей не насторожил. Это ведь не менее важный вопрос. Жизнь не состоит из одного накала страстей. Только из ярких эмоций и событий на десятку. Ребенок в норме должен уметь спокойно переживать рутину, уметь извлекать смысл из обычного дня, видеть радость в малом, суть в книге, которая не раздражает твое нутро, взрывая мозг.
Я по крупицам собираю детскую библиотеку для чтения . Читаю сама. Да, это труд. Но сложностей в воспитании ребенка хватает и с других сторон. То, что льется прямо в мозг, в душу, пока еще можно контролировать. Думаю, что разумно это делать в то, по крайней мере, время, когда я еще влияю на мировоззрение своего ребенка. Что могу, делаю.
Наталия Семенова